Внимание!
Предложения и заявки заказчиков

Размещение рекламных материалов

коммерческая реализация изобретений - ООО 'Адвансед Девелопмент Проджект' смотреть>>>

Требуются разработки по средствам контроля и ограничения по количеству дисковых операций производимых одним пользователемдля хостинг провайдера. смотреть>>>

Требуются разработки по использованию низкопотенциальной энергии смотреть >>>

Цветовая система нотной записи

  Являясь в «прошлой жизни» профессиональным музыкантом (и даже успев сделать один выпуск класса ДМШ, специальность – баян), я не мог обойти стороной такую интересную тему, как музыка. И хоть предлагаемая ниже разработка явно «с бородой» (в далёком 1992 году я даже записал в Киеве на курсах повышения квалификации работников культуры (КПКРК) учебный видеофильм), думаю, что она будет интересна и актуальна ещё долгие годы.
А началось всё с того, что, преподавая нотную грамоту своим ученикам, я заметил, сколь тяжкий сей труд (когда учился сам – это было как-то не так заметно). Освоение нотной грамоты равносильно (по трудозатратам) с освоением алфавита и всего грамматического правописания в целом. И если умение читать и писать считается приоритетным занятием (в школе и дома), то «на музыку» время и силы отводятся в остаточном порядке.Очень губительны были летние каникулы, когда ученики напрочь забывали не только сами ноты, но и их расположение на клавиатуре. При этом они не были дебилами и учились по нескольку лет (3-4 года). Думаю, что причиной тому – полное «отключение» сознания от музыкального образования на период летних каникул при ещё не сформировавшемся музыкальном мышлении.
Вспомните из собственной практики: если чью-то фамилию или адрес, телефон вспоминать хотя бы раз в месяц, то эту информацию мы будем помнить десятилетиями. А вот стоит нам на год-два не освежить в памяти старую информацию и мы забудем её практически навсегда. Нечто подобное происходит и с нотной грамотой.
Задавшись целью оптимизировать учебный процесс, я решил видоизменить нотную грамоту со сложной знаковой (иероглифообразной) на более простую и легко визуально воспринимаемую.
В моём варианте нотной записи ноты имеют форму продолговатых цветных чёрточек, причём цветность определяется высотой звучания в масштабах октавы. Соответственно все кнопки и клавиши музыкальных инструментов (там, где это возможно) должны иметь соответствующий цвет.
Всего используется 12 основных цветов (по количеству звуков в октаве). Длительность звука (ноты), время его звучания и длина чёрточки находятся в линейной зависимости, т.е. чем больше длительность, тем длиннее чёрточка.Для более точного отображения длительностей служит осевая штрихпунктирная линия. Приравняв один пунктир к длительности 1/8, можно достаточно точно отобразить любой ритмический рисунок. Пауза обозначается просто – отсутствием цветных чёрточек с пропуском соответствующего количества штрихпунктиров. Так, длительности ¼ соответствует длина чёрточки в 2 пунктира, а 1/8 пауза – пропуск в 1 пунктир.
В левой части осевой линии выставляется порядковый номер октавы. За точку отсчёта берётся до 1 октавы. Все октавы, расположенные ниже этого звука (малая, большая, контр-, субконтроктава) имеют обратную нумерацию со знаком «-». Штрихи определяются стыковкой чёрточек друг с другом: при
legato чёрточки сливаются, при non-legato – имеют небольшой промежуток, при staccato – интервал максимальный.
Динамика обозначается традиционным способом, хотя если идти до конца, то динамика (динамические оттенки) должна отображаться толщиной чёрточек. Чем громче – тем толще, чем тише – тем тоньше. Всё очень наглядно и понятно.
В системе цветовой нотной записи (дальше – цнз) отсутствуют басовый, теноровый, альтовый ключи. Запись музыки производится в скрипичном ключе с указанием соответствующей октавы. Знаки альтерации отсутствуют, т.к. цветными чёрточками мы записываем звуки, а не ноты.
К примеру, фа #, соль ь, ми х в системе цнз будет обозначаться одной чёрточкой лимонного цвета. В классической системе нотной записи достаточно много курьёзных моментов.
Это когда, например, две тональности (
his-moll и c-moll) называются и записываются совершенно по-разному, а звучат абсолютно одинаково.
В цнз они и записываются одним цветом, и звучат одинаково.
Здесь происходит упрощение ради здравого смысла.
Система цнз базируется на абсолютном равенстве между собой всех 12 звуков вне зависимости от того, основные это (белые) или вспомогательные (чёрные). Станет практически легко играть в любой тональности, не взирая на ключевые знаки.
У музыкантов даже исчезнет подсознательное главенство тональностей до-мажор и ля-минор. В то же время новая система нотной записи потребует пересмотра некоторых гармонических правил, привычек, стереотипов, ведь цветовая гармония базируется на
звуках, а не на нотах.
Названия и обозначения некоторых нот с целью упрощения я заменил, а цветовая палитра будет выглядеть следующим образом: 















Цвет(название) Старое
название
Новое
название
Символ
1.  2.  3.  4.  5.  6.  7.  8.  9.
10.
11.
12.
Чёрный  Коричневый Бордовый Красный Розовый Жёлтый Лимонный Зелёный Салатный Голубой   Синий Фиолетовый до, си#
до#,реь
ре
ре#,миь
ми
фа, ми#
фа#,сольь
соль
ляь,соль#
ля
ля#,сиь
си, до ь
до
ка
ре
ту
ми
фа
эль
соль
пи
ля
ю
си
С,с
К,к
D,d
T,t
Е,е
F,f
L,l
G.g
P,p
А,а
U,u
H, h

Очевидно, что общий принцип построения цветовой палитры – это смещение из красной в фиолетовую область. Очень интересно выглядит оркестровая партитура, записанная в системе цнз. Создаётся впечатление строгого порядка по вертикали и горизонтали, яркости, броскости. Ощущения космической нереальности, когда ты – за пультом звездолёта с мириадами огоньков приборов.С широким внедрением компьютерных технологий воспроизведение цнз на бумаге и в электронном виде не представляет какой-либо сложности. То, что было практически невозможно ещё 10 лет назад, сейчас становится обыденным и доступным, а завтра будет само собой разумеющимся. Перевод любых произведений в новую форму записи также будет занимать считанные минуты в автоматическом режиме.Очень простой и доступный алгоритм кодирования музыкальных звуков системой цнз вкупе с лёгкостью нахождения нужных звуков на цветных клавишах помогут сильно упростить и ускорить весь учебный процесс постижения нотной грамоты, приобщить к занятию музыкой огромные массы людей (особенно в будущем, когда электронные синтезаторы будут стоить копейки, а их возможности – поистине безграничны). У детей будет развиваться цветовое видение музыки, более насыщенное восприятие окружающего мира, ассоциативное мышление.Мною были проведены практические эксперименты по пониманию и восприятию цнз моими учащимися. Эксперименты проводились на стандартном пианино, клавиши которого были покрыты цветной бумагой соответствующих оттенков. Все учащиеся обучались игре на баяне, поэтому для чистоты эксперимента я и выбрал незнакомый для них инструмент. В качестве музыкального произведения была взята популярная детская песенка «В лесу родилась ёлочка», мелодия которой соответствующим образом проиллюстрирована и оформлена в системе цнз (см. далее). Показательно, что даже намёка на какой-либо сбой не наблюдалось. Разнилось только время воспроизведения данного муз. произведения (от 1-2 до 4 минут). Но это вполне объясняется разницей в возрасте (от 6 до 13 лет), а значит – и уровнем мыслительной активности.Попрошу будущих читателей ни в коей мере не путать мою систему цнз с фантасмагорическими фейерверками в стиле Скрябина – он переводил классические ноты в ассоциативное цветовое мышление, которое у каждого человека индивидуально, а я перевожу классические ноты в такие же классические ноты, но только несколько по иному записанные. Самое главное, что звуки, записанные в системе цнз, смогут впоследствии воспроизвести разные люди в разное время и с высокой степенью идентичности. Р.S.: чтобы окончательно «добить» апологетов «классики» и отправить их в долгосрочную прострацию, осталось только предложить ликвидировать само понятие длительности ноты и ввести понятие длительности звучания ноты (звука), приравняв время звучания «старорежимной» 1/8 к 0,5 сек (возможны варианты). Соответственно 1/4 - 1 сек или «1-и» (учебный темп 60). Посудите сами: одна и та же длительность (допустим, 1/8) в темпах largo и presto звучит совершенно разное время, хотя и пишется одинаково. Нелогично. Следуя принципам построения цнз можно предположить, что длительность любой ноты должна отображаться длиной цветной линии, а мерной единицей может выступать штрихпунктирная линия, отдельный штрих которой приравнивается к условной временной величине (в сек). В отдельных случаях (слишком быстрый или очень медленный темп) можно дополнительно указать об изменениях в темпе. P.P.S.: с момента возникновения идеи цнз минуло практически 17 лет и теперь на многие моменты смотришь совершенно по иному. Так, закончилась эпоха постсоветской разрухи с присущей ей гиперинфляцией и всеобщим дефицитом (да и само это слово уже позабыто!), когда даже цветные фломастеры было невозможно купить, а случайное их приобретение считалось большим подарком судьбы. Помню и свою запись учебного фильма в киевском КПКРК, где огромная студийная телекамера ВЕТАКАМовского формата казалась последним чудом техники. Но всё течёт, всё изменяется… Нынче же бытовые видеокамеры и компьютеры (вкупе с цветными принтерами) есть практически в каждой современной квартире. Иными словами – практически все технические трудности, связанные с записью и печатью цнз с помощью любого домашнего компьютера уже автоматически решены на очень высоком (типографском) уровне без каких-либо организационно-финансовых проблем. Сейчас ведь даже ноты никто не переписывает, а пользуются ксероксом!Прогресс – колоссальная штука и предсказать, что будет через очередные 15 лет весьма сложно. Так, мне видится, что все музыканты в своей повседневной практике полностью перейдут с бумажных печатных нот на электронные (вне зависимости от способа их записи) планшетные носители. Это может быть плоский тонкий экран формата А 4 на базе TFT монитора (или на худой конец – ЖК чёрно-белая панель) со встроенной флэш памятью. С помощью обычного компьютера на планшет закачивается несколько десятков партитур или нотных произведений, которые необходимы для повседневной работы музыканта. Планшетка может переноситься в сумке или персональном футляре (типа ноутбука) и устанавливаться на нотный пульт. Можно также предусмотреть резьбовое соединение для установки планшета непосредственно на портативный штатив. Планшет не имеет классической клавиатуры управления и поэтому очень компактен. Система управления – через пульт ДУ. Электронный планшет для отображения нотной информации открывает поистине огромные практические возможности для музыканта. Прежде всего – это колоссальный объём памяти и быстрый способ загрузки по общедоступным электронным каналам. Так, вновь написанное музыкальное произведение (вплоть до симфонической партитуры) можно будет переслать за считанные секунды по телефону или Интернету через десятки тысяч километров. Появится возможность пользования электронной нотной библиотекой, в которую будут помещены, отсортированы и обработаны соответствующим образом практически все музыкальные произведения, созданные человеком за многие столетия. Наряду с нотной информацией должны быть также предоставлены аудио-фонограммы, фонограммы-"нулёвки", указания по специфике исполнения, информация об авторе, стиле, критика, аранжировки (оркестровки) и т.д.Планшет может изображать нотную информацию в форме бегущей строки согласно выбранному темпу. Это в свою очередь избавит музыканта от извечной проблемы переворачивания нот и связанного с этим задержками в исполнении. Как дополнительные функции – функция метронома, общее время звучания, текущее время. Планшет может отображать нотную информацию в трёх (и более)стандартах: в системе классической нотной записи, в системе цнз и в смешанном виде (параллельно друг другу). Последний вариант можно считать учебным.Совершенно неоценимые возможности открываются для оркестровых музыкантов. Так, можно отображать на планшете сразу всю оркестровую партитуру с более ярким цветовым выделением конкретного исполняемого инструмента. В этом случае каждый музыкант оркестра будет буквально видеть все партии оркестра (сможет предсказать все последующие действия своих коллег), что повысит общую сыгранность оркестра. Запрограммированная карта памяти планшета напомнить музыканту после длительной паузы начало вступления или начало соло. Общее музыкальное движение может отображаться на электронной партитуре общей вертикальной красной чертой. На репетициях дирижёр со своего пульта (ноутбука) может выдавать соответствующие команды всем оркестрантам (н-р, номер цифры, темп, динамику, группу инструментов и т.д.). Более того, каждый музыкант может подключить к своему планшету мининаушники и прослушать исполняемую партию или музыкальное произведение в авторском исполнении с тем, чтобы максимально возможно приблизить своё исполнение к эталонному.Появляется возможность оперативного изменения звучания оркестра (регистры, тембры, динамика, темпы) в зависимости от помещения. Для этого дирижёр одевает наушники, в которые транслируется звук от помещённого в центре зала микрофона и в зависимости от акустики данного конкретного зала с помощью клавиатуры или дирижёрской палочки даёт указания оркестрантам.Планшетная электронная нотозапись с бегущей строкой вполне позволяет минимизировать размеры носителя до А 5 формата. В случае использования цнз с яркой цветовой гаммой можно говорить о А 6 формате и даже более. Перспективная светоизлучающая матрица на светодиодах очень энергоэкономна, имеет ресурс до 100.000 часов и в перспективе имеет довольно низкую себестоимость. Но и это – не идеал. Как идеал мне бы хотелось видеть голографическую систему отображения нотной грамоты (прежде всего – в стандарте цнз). Предполагается, что небольшой полностью автономный аппарат размером с компьютерную мышку будет устанавливаться на полу перед музыкантом и проецировать изображение на уровне его глаз (ноты или всю партитуру целиком). При этом все возможности планшетного носителя у голографического сохраняются.Изобретение синего лазера открыло широкие перспективы перед полноцветным голографическим изображением и было бы неразумным не использовать его в системе цнз, тем более, что это достаточно просто, компактно, практично, дёшево и перспективно. Я представляю себе, как будет выглядеть оркестр будущего: в полумраке сцены концертного зала вокруг музыкантов зажигаются мириады цветных огоньков, которые мигают, движутся и переливаются всеми цветами радуги, а светящаяся дирижёрская палочка будет вычерчивать в воздухе изумительные по своей красоте и чёткости па, покоряющие собой как музыкантов, так и зрителей…
/"ТРАКТАТЪ об уменьшении энтропии", т. II, тема № 27/

Комментарии   

 
#1 Val 11.08.2011 04:31
Изучаю. О впечатлении скажу после. Val
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Комментарии